БЕЛОМОРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА
МБУК "Беломорская ЦБС"
Новости О ЦБС Библиотеки ЦБС Деятельность Услуги Анонс
   
Ресурсы
Библиотека благодарит
Полезные ссылки
 

Главная » Актуально » Внимание - конкурс! » Международный конкурс юных чтецов "Живая классика"

Международный конкурс юных чтецов "Живая классика"

Правила участия в конкурсе: ЖИВАЯ КЛАССИКА

 

«Писатели - классики: взгляд из прошлого в будущее»: аннотированный

библиографический список литературы.

  Удивительное, неповторимое наследие классической литературы прекрасно и величаво во все времена. «Сокращенной вселенной» назвал Салтыков-Щедрин классическую художественную литературу. И это тонкое определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Ушел в прошлое XX век, все дальше отодвигая от современных поколений литературу XIX века, и у отдельной части читающей публики проявилось стремление считать русскую классику устаревшей. Поэтому столь важно утвердить понятие о русской классике как надежной опоре в сегодняшней жизни, напоминать соотечественникам о той высокохудожественной литературе, которая досталась в наследство россиянам и несет в себе коренные духовные ценности, помогающие пережить трудные времена.

  И одна из самых актуальных тем – это взаимосвязь человека и природы. Тема ответственности перед будущими поколениями. Предлагаем вам познакомиться с аннотированным списком художественной классической литературы, поднимающей вопросы бережного отношения к природе. Вы сможете сравнить свои ощущения восприятия природы с ощущениями автора.

  Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. В уста главного героя доктора Астрова Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

 

 

1. Айтматов, Ч. Т. Белый пароход. Буранный полустанок: повесть, роман / Ч. Айтматов. - Москва: Детская литература, 1988. - 336 с.

  Причудливо сплетаются в ранней повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» сказка и быль, и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные челове­ческие поступки. Легенда о Рогатой матери - оленихе, некогда вскормившей племя кир­гизов, осознается мальчиком как действительность, а действительность переходит в сказку, сочиненную им самим - сказку о Белом пароходе. Вера мальчика в реальность сказки подтверждается приходом на лес­ной кордон белых маралов.  Мальчик знает из легенды, что люди и маралы дети одной матери - Рогатой оленихи, и потому рука человека не может подняться  на своих младших братьев. Но в действительности происходит то же, что и в легенде: люди убивают маралов. Особенно страшно то, что убивает оленя самый добрый и мудрый из всех людей, окружающих мальчика, дед Момун, который и рассказал ему легенду о Рогатой матери-оленихе. Убийство марала оборвало легенду, оборвало оно и жизнь мальчика, он бросился в реку, чтобы превратиться в рыбу и навсегда уплыть от злых людей...

  Роман «Буранный полустанок» несет много мыслей, метафор. Можно условно выделить две главные: первая из них - об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

  Легенда о пастухе - манкурте становится эмоциональным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность. Айтматов пишет, что гуманизация - залог эволюции мира, его проц­ветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют вос­торженные  панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля - и мир будет уничтожен. Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт - свою мать.

 

 

2. Астафьев, В. П. Царь-рыба: повествование в рассказах / В.Астафьев. - Москва: Детская литература, 2005. – 428 с.

 В повести "Царь-рыба" не говорится впрямую о новых нормах "экологического поведения", но в споре между современным "естественным" челове­ком Акимом и циничным представителем "цивилизации" Гогой Герцевым, как в капле воды, отражается столкновение слепого, потребительского и гуманного, человеческого отношения к природе и приобретает особую убедительность, поскольку местом столкновения становятся не абстракт­ные размышления, а живые человеческие души. В книге показана "языческая" первородная свежесть ощущения природы. Поединок "царя природы" с царь-рыбой окончился поражением челове­ка.   Рыба воспринимается у Астафьева как существо почти родственное человеку, льнущее к нему от боли, вызывая тем большее раскаяние в том зле, которое вносит человек в природу. В "Царь - рыбе" рыбак оказыва­ется вдруг в положении, когда приходит кара за убийство рыбы, и не просто рыбы, а воплощенного в ней женского начала природы и самой жиз­ни.

  Нравственно-философское повествование об ответственности человека за все живое вокруг, о трудном и мучительном стремлении его к миру и гармонии в природе и в собственной душе.

 

 

3. Васильев, Б. Л. Не стреляйте в белых лебедей: роман
/ Б. Васильев. – Ленинград : Лениздат, 1981. – 167с.

  Роман «Не стреляйте белых лебедей» занимает особое место в творчестве Бориса Васильева. За какое бы дело ни брался Егор Полушкин, все кончалось недоразумением. И жена, и соседи звали его не иначе как бедоносцем. Но непутевый этот мужик был наделен талантом истинного художника и собственным взглядом на жизнь, который сильно отличал его от односельчан, практичных и рассудительных. Но, в конце концов Егор находит свое призвание, дело, которое у него получается лучше всего, — любить и заботиться о прекрасном. Став лесничим, он с особой нежностью бережет семейство белых лебедей. Но однажды в лес приходят браконьеры…

 

 

4. Залыгин, С. П. На Большую землю: роман, повесть, рассказы / С. Залыгин . - Москва : Молодая гвардия, 1985. – 495 с.

  В книгу  писателя, лауреата Государственной премии СССР, вошли роман "Тропы Алтая", повесть "Наши лошади" и рассказы "На Большую Землю", "Пик половодья" и "Санный путь". Роман посвящен исследователям Горного Алтая - чудесного края на юге Западной Сибири, наделенного самыми разнообразными природными богатствами. Два поколения ученых составляют "Карту растительных ресурсов" Алтая летом 1960 года. И хотя действие романа ограничивается несколькими месяцами, перед нами возникают непростые судьбы и биографии героев на протяжении почти всей их жизни. Человек и природа, человек - покоритель природы - вот основная идея романа, насыщенного острыми конфликтами, научными и философскими спорами.

 Описание: http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000811886.jpg

 

5. Леонов,  Л. М. Русский лес: роман / Л. Леонов. - Москва : Современник, 1988. - 703 с.

  "Русский лес" положил начало новому экологическому самосознанию, которое во многом определило всенародное движение за возрождение поруганной земли, Родины, за выживание человечества. В романе «Русский лес» Леонид Леонов с патриотической страстностью поставил перед общественным мнением проб­лему разумного и бережного отношения к лесным богатствам, сохранения их для потомков. Лес в книге - это нечто большее, чем только то, из чего строят дома, что пишут на картину, где собирают землянику и о чем спорят спе­циалисты-лесоводы. Лес у Леонова - сияющий и мощный "храм жизни", меч­та о счастливых и чистых людях на прекрасной солнечной земле счастли­вых времен. Лес вместе с тем есть основа, из которой развивается обще­философская и моральная идея вечной новизны, возобновляемости жизни. Профессор Вихров - первый "экологический" герой нашей литературы. Для него лес - не просто запасы древесины, а нечто более значительное. Это летопись народного героизма от времен Киевской Руси до Ве­ликой Отечественной войны, это преемственность и будущее поколений, это - сама русская жизнь.       Противостоит Вихрову профессор Грацианский, который играя в пере­довые идеи века, упрекает Вихрова в том, что тот хочет "осиротить кот­лованы пятилеток" и экстремистски заявляет: " Мы срубим все, когда придет пора, не пощадим ни Волги, ни столь любезной вам Мезени, выко­сим к чертовой матери Печору и Каму, Днепр и Двину, Ангару и Енисей и... что еще вы там под полой прячете?".

 

Описание: http://www.char.ru/books/1758015_Belyj_klyk.jpg

 

6. Лондон, Д. Белый Клык. Зов предков: повести, рассказы / Д. Лондон. - Москва : АСТ, 2013. – 413 с.

  В своих рассказах Джек Лондон делает сопоставление человека и природы. Писатель показывает, что ждет нас, если мы не прекратим беспощадную травлю всего живого. Скрытым подтекстом Лондон призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, а рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет. Во времена Лондона слово «экология» было еще неизвестно, но автор уже тогда так описал последствия деятельности человека, будто бы он мог предвидеть на несколько десятилетий вперед.

 

Описание: http://www.libex.ru/dimg/55b22.jpg

 

7. Паустовский, К. Г. Повесть о лесах / К. Паустовский. - Москва : Детская литература, 1983. – 173 с.

  «Повесть о лесах» наиболее ярко выражает особенность творчества Паустовского. Писатель берет какой-либо подлинный случай или реального человека и, по его собственному признанию, окружает их «слабым сиянием вымысла», добиваясь этим возможности полного раскрытия человеческого характера и характера происходящих событий. В «Повести о лесах» Паустовский широко пользуется этим методом. Так в главе «Скрипучие половицы» о П.И. Чайковском есть подлинный биографический материал. Но основной задачей писателя было – передать с полной силой отношение Чайковского к лесам как к творческой лаборатории, как к тем явлениям природы, которые учат человека понимать прекрасное. Отдаленным прототипом писателя Леонтьева в повести является писатель И.Н. Соколов-Микитов – лесной человек, охотник и замечательный знаток и певец нашей русской природы.

 

 

8. Пришвин, М. М. Моя страна / М. М. Пришвин. - Москва : Современник, 1973. - 443 с.

  Произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца», «Царь природы» объединяет любовь к родной земле, стремление пробудить в читателях желание понять красоту природы, уметь разглядеть ее в обыкновенном, внешне неприметном. Наделяя животных и растения качествами, присущими человеку, одушевляя их, писатель тем самым приближает их к человеку, утверждая единство человека и природы. 

 

 

 

 

 

Описание: http://funkyimg.com/u2/2061/232/74794198__78__.jpg

 

9. Распутин,  В. Г. Прощание с Матерой. Пожар: повести / В. Распутин. - Москва : Советская Россия, 1986. – 382с.

  Имя Валентина Распутина широко известно и в России, и за ее пределами - его книги переведены на многие языки мира.
В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение  природы и нравственности под воздействием цивилизации.

 Проблему взаимоотношений человека и природы Распутин по-своему разрешает в повести «Пожар». Орудием возмездия природы за нерадивое потребительское от­ношение к себе в повести выступает огонь — одна из могу­чих и неукротимых природных стихий.

 

 

 

 

 

 

10. Сент-Экзюпери, Антуан де. Маленький принц
/ Антуан де Сент-Экзюпери. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. – 178с.

  Эта печальная, мудрая, человечная сказка предназначена, скорее, взрослым, чем детям. В ней рассказано о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, об ответственности человека за все живое…Читая эту чудесную историю, и улыбнешься, и взгрустнешь, и непременно задумаешься, над тем, что не всегда можно понять разумом… Как говорил Маленький принц — «увидишь сердцем».

 

 

 

 

 

 

11. Сетон-Томпсон, Э. Моя жизнь; Животные-герои; Судьба гонимых; Мои дикие друзья: повести / Э. Сетон-Томпсон. - Москва : Издательство политической литературы, 1991. - 431 с.

  Книги Сетона - Томпсона «Мои дикие друзья»,«Судьба гонимых» соединяют приключенческий сюжет и уроки природоведения. Научная точность в книгах Сетон-Томпсона сочетается с занимательностью изложения. Сетон-Томпсон не только рассказывает о жизни животных, об их повадках и особенностях, в каждом рассказе он восхищается силой, красотой, находчивостью и благородством своих героев. Он учит своих читателей любить и понимать живую природу, а значит беречь ее.

 

 

 

 

 

 

  

 

12. Троепольский, Г.Н. Белый Бим Черное ухо: повесть  для среднего школьного возраста / Г. Троепольский. - Санкт-Петербург : Лениздат, 2014. – 25 с.

  Пронзительная и трогательная история о собаке по кличке Бим – преданном и верном друге своего хозяина – заставляла плакать не одно поколение детей и взрослых. Эта книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы.

 

 

 

 

 

 

 

13. Чехов, А. П. Дядя Ваня/ А.П.Чехов. - Москва : ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2015. - 52 с.

  Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. В уста главного героя доктора Астрова Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

 

 

 

 

 

 

 

Приятного и полезного вам чтения!

Составитель -  заведующий отделом обслуживания Беломорской центральной районной библиотеки Романова Ирина Михайловна.

«назад

 
Актуально
БЕЛОМОРСК – ПРИФРОНТОВАЯ СТОЛИЦА
Рекомендуем к прочению!
Внимание - конкурс!
Республиканский конкурс "Мы дарим Беломорску эти строки"
Зал досуга библиотеки
Газета «Беломорская трибуна» 1941 – 1945 годов: полнотекстовые документы
Возможности справочно - правовой системы "КонсультантПлюс"
Шуерецкая библиотека-музей приглашает на экскурсию!

Координаты:

186500
г. Беломорск
ул. Солунина 32 «А»
тел: 8814 (37) 5 -17 -76
е - mail: libro@onego.ru

Схема проезда

Режим работы: 
С 1 октября по 31 мая
Вторник – Пятница:
с 11.00 до 18.00
Суббота, воскресенье: с 11.00 до 17.00
Выходной: понедельник
Последний день месяца - санитарный

Дата образования ЦБС:
1 декабря 1978 года

Учредитель:
Администрация МО "Беломорский муниципальный район"

 2008-2016 © Дизайн, вёрстка, программирование. Национальная Библиотека Республики Карелия