г. Беломорск, ул. Ленинская д. 39
Промышленность Беломорского района оказывала огромную помощь войскам Карельского фронта на протяжении всей войны. Среди других промышленных предприятий прежде всего хочется назвать Беломорский лесопильный завод. В первые дни войны свыше 35 процентов рабочих завода ушли в ряды армии, в истребительные батальоны и партизанские отряды. Некоторых заменили их жены и дети-подростки. И все же на заводе оставалось лишь 65-70 % рабочих к довоенному времени. Но план, по объему больший, чем в довоенные годы, завод неизменно перевыполнял и дважды завоевывал переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. По заказам фронта завод освоил выпуск таких видов продукции, каких никогда не выпускал до войны. Выполняя и перевыполняя план по лесопилению, завод начал давать фронту уже в октябре 1941 теплушки, разборные бани, лодочки-волокуши, термосы, корпуса для противопехотных мин. Лодочки-волокуши пользовались особенно большим спросом на фронте. Они были незаменимым видом транспорта там, где не могли пройти машины и конные повозки. На волокушах подвозили довольствие и боеприпасы в боевое охранение, стоящее впереди главной линии обороны и на флангах. На них же вывозили раненых с поля боя.
С первых дней войны во всех цехах был перестроен труд рабочих, внедрена другая технология производства. Изменился и коллектив предприятия. Лучшие квалифицированные кадры были мобилизованы на фронт. На рабочие места встали жены воинов, дети. Они срочно учились управлять пилорамами, станками. В годы войны женщины стали рамщицами, обрезчицами досок, станочницами, сортировщицами. Выкаткой бревен в штабеля раньше занимались только мужчины, в годы войны это делала женская бригада из 12 человек. Она успешно справлялась с нелегкой работой. А с каким энтузиазмом трудилась молодежь, которая пришла на завод в годы войны! Прославился у нас тогда цех №5, в котором работали подростки 13-15-летнего возраста. Когда завод ощущал острый недостаток в автотранспорте, было принято решение построить узкоколейную железную дорогу, и пиломатериалы стали перевозить по ней.
В конце 1942 года 40 передовых рабочих предприятия за ударный труд удостоились высших правительственных наград. Большинство из награжденных были женщины. Это станочницы С. С. Усова, М. Ф. Литвинова, О. П. Шестакова, М. И. Кузнецова и многие другие. Неделями не покидал завод А. И. Мартынов, оставленный по броне для освоения для освоения производства оборонной продукции. Именно под его руководством налаживался в цехах выпуск санитарных лодочек – волокуш, походных бань, корпусов мин и гранат, бутафорных «зениток» и «самолетов» и другой оборонной продукции. Артемий Иванович оказался в роли наставника и инструктора, он помогал женщинам и подросткам осваивать новые для них специальности. А. И. Мартынов был награжден медалью «За боевые заслуги». Молодые рабочие ЛДК дежурили в госпиталях, отправляли посылки с теплыми вещами фронтовикам, собирали грибы и ягоды для столовых.
Куприянов, Г. Н. От Баренцева моря до Ладоги / Г. Н. Куприянов. - Ленинград :Лениздат, 1972. - С.191.
Титов, Ф. И. Беломорск / Ф. И. Титов. - 2-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Карелия, 1983. -