Елена Фишова «Имена, что в сердце берегу»

36 С ними у местного населения связывалась фольклорная традиция религиозного происхождения. На протяжении веков, вплоть до этнографической современности, многим из этих памятников сопутствовала фольклорная традиция – предания, повествующие о происхождении камней или знаков на них, обрядовая практика – молебны, жертвоприношения; рядом с культовыми камнями сооружались часовни, им приписывались чудодейственные целебные свойства. Несмотря на то, что известные этнографии факты почитания камней, как правило, имели христианизированную форму, практически все писавшие о них исследователи подчеркивали глубокую архаичность этого явления, связывали его происхождение с древними этническими, культурно-хронологическими пластами, восходящими к языческому прошлому. И. В. Мельников и В. В. Маслов считают, что камень-следовик относится к малым формам наскальных изображений. 19 Исследователь камней-следовиков А. А. Формозов интерпретирует следовики как культовые памятники эпохи бронзы. 20 Камни-следовики пока еще серьезно не изучены. По мнению Н. Г. Порфиридова, знаки на камнях в большинстве случаев не являются игрой природы. 21 19 Мельников И. В. Святилища древней Карелии (палеоэтнографические очерки о культовых памятниках) / И. В. Мельников. – Петрозаводск, 1980. – С. 106-119. 20 Там же. 21 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODE3NTM=