Крестный ход на Святую гору в селе Нюхча
Ирина Мелихова. «Русский Север». х.м. 60 х 120. 2013
На работе Ирины Мелиховой «Русский Север» изображен традиционный в Нюхче Крестный ход на Святую гору в Духов день. В этот день обязательно несут икону Святого Николая Чудотворца. Это особо почитаемая икона, сохраненная в годы советской власти в семьях жителей деревни.
Никола - Морской бог. Так называли и называют поморы св. Николая Чудотворца, которого во всем мире признают покровителем мореплавателей. «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы», - поморская пословица. Что не удивительно – Николая считали скорым помощником. Оказывается, когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уже от Бога получишь милость. Но Николе «вперед милость дана». Так что если дело срочное – лучше просить у Николая.
Картина оставила неизгладимое впечатление у посетителей выставки, многие сразу узнали изображенных женщин: вот какой отзыв оставила Светлана Анастасьева: «Эта картина меня очаровала сегодня. Я очень люблю ее героиню (она «ведет» Крестный ход). В миру ее зовут Анна Ивановна Попова. Человек очень скромный, мудрый и честный. Мама пятерых детей (все дети учились на «отлично» и получили высшее образование). В доме Анны Ивановны огромная библиотека (одна из комнат отдана под библиотеку). Посмотрите на ее лицо - мирное, одухотворенное - лицо праведника».
На фотографии – житель города Пскова Владимир Попов
В Беломорскую библиотеку его привела публикация о работе Ирины Мелиховой в газете «Беломорская Сорока». Мы с удовольствием сфотографировали Владимира с картиной, вот что он рассказал: «Впереди идет моя дейнушка, а следом за ней моя родная тетя. Дейнушку зовут Анна Ивановна Попова (Мосеева), тетушку Валентина Константиновна Дунина (Попова)».
Анна Ивановна Попова (Мосеева)
В. Попов называет Анну Ивановну «дейнушка», многие из нас не знают значения этого слова, но если мы откроем «Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении» И.М. Дурова, то найдем его там: Дейнушка (ласкат. от деинка; ударение на первый слог) - так называют племянники и племянницы жену дяди - брата отца.
Полина Легкая, специалист по фольклору сектора изучения и музейной презентации фольклорного наследия заповедника «Кижи», в статье «Как у Христа за пазухой: экспедиция в село Нюхча Беломорского района Карелии» рассказывает о селе Нюхча и о знакомстве с В. К. Дуниной: «По рекомендации Н.С. Семёновой мы остановились на постой у Валентины Константиновны Дуниной - очень спокойного и приветливого человека. В гостях у нее мы чувствовали себя как дома, так уютно и хорошо нам было. Обычно старики говорят о такой жизни: «Как у Христа за пазухой». И не удивительно, что именно эта женщина открывает местную церковь, заботится о ней». Эта церковь, заново построенная, изображена на картине Ирины Мелиховой.
По воспоминаниям жителей села, до 1938 года стояла другая церковь, но она была уничтожена пожаром. «Я слышала, что еще до войны сбежали заключенные, забрались в церковь, и она сгорела. То ли их пытались оттуда выжать и подожгли, то ли они сами себя по неосторожности подожгли - история умалчивает. Это рассказывал мой отец, Кичигин Михаил Яковлевич, откуда он знал о церкви, не знаю». (Ольга Кичигина).
«Храм сохранялся почти до самой Великой Отечественной войны, сначала заключенные сожгли колокольню, звон колоколов которой я помню, а потом наш сельсовет организовал разгром. Батюшку репрессировали. Он был нашим соседом, дом 227, очень добрый и смирный был старичок». (Николай Карельский).
Это история только одной картины, но в творческих поездках по поморским деревням из-под кисти Ирины Мелиховой, Татьяны Лушниковой, Бориса Кукшиева и других художников вышли уникальные полотна - это не только произведения искусства, но и неиссякаемый источник краеведческой информации.