Праздник Елисея Сумского
Ирина Мелихова. Праздник Елисея Сумского (село Сумский Посад). х.м. 100 х 120. 2012.
Сумский Посад – одно из исторически ценных поселений Русского Севера, где бережно хранят традиционную песенную культуру, ремесленные и мореходные традиции. Впервые Сума упоминается в летописях в 1436 году. Одно из самых старых поморских поселений было основано в XV веке новгородскими переселенцами. Новгородское селение принадлежало Марфе Борецкой – знаменитой Марфе-посаднице. В те годы сумляне ловили рыбу, строили лодки и варили соль. В 1452 году Марфа передала село во владение Соловецкому монастырю, и Сума стала его главной вотчиной. Зимой здесь жили соловецкие настоятели, и богомольцы отправлялись через село на Соловецкие острова.
Название картины – Праздник Елисея Сумского. 27 июня жители села Сумский посад празднуют День святого Елисея Сумского, святого покровителя села. Елисей Сумский (Сумской), Соловецкий чудотворец – русский православный святой, он жил в XV веке в селе Сума (ныне Сумский Посад). С исторической точки зрения об этом человеке известно немного. В церковных календарях указано, что Елисей «жил и подвизался в Соловецкой обители во времена близкие к преподобному Зосиме», одному из основателей монастыря - то есть в XV веке. Из жизни этого святого известно лишь одно чудо, но тысячи жителей побережья Белого моря почитают его как покровителя края и называют помощником моряков и рыбаков.
Внимание к почившему было возбуждено тем, что гроб его обнаружился на поверхности земли, и вскоре последовали явления прп. Елисея и исцеления от него болящих. Для удостоверения в действительности всего происходящего в 1668 году был послан в Сумский острог царский стольник Александр Севастьянович Хитрово, который по исследовании поставил над гробом преподобного небольшую часовню. Второе исследование о преподобном Елисее происходило в 1710 году по указу архиепископа Холмогорского Рафаила при соловецком архимандрите Фирсе.
Со временем могила преподобного Елисея стала находиться под алтарем деревянной церкви. Ему служились молебны, но также и панихиды, когда богомольцы с именем преподобного желали помянуть своих преставльшихся сродников. После каждой литургии сумляне почитали долгом сходить на поклонение преподобному в его часовню; равным образом, отправляясь на море для звериных промыслов, у него же испрашивали в напутствие благословение и молитв.
В июле 1929 года мощи Елисея Сумского были вскрыты представителями органов госуправления и переданы на хранение в фонды Карельского государственного краеведческого музея. В 1990 году мощи возвращены Русской православной церкви и находятся в Крестовоздвиженском соборе города Петрозаводска.
Вернемся к работе ирины Мелиховой. На картине изображена фольклорная группа «Сумлянка». Ее организовал в 1936 году Иван Матвеевич Дуров, уроженец Сумского Посада, краевед, собиратель, этнограф и фольклорист. Он выявил на родной земле знатоков поморского творчества, чтобы создать из наделенных необычайным талантом песенного мастерства земляков фольклорную группу.
Посмотрите на женщин, изображенных на картине и на фотографии. Они представлены в традиционных ярких и самобытных поморских праздничных костюмах. Поморский народный костюм имеет богатую историю. Его основными чертами на протяжении веков оставались: рациональность, многослойность, насыщенные цвета, контрастность. По одежде можно было определить имущественное и семейное положение женщин. Например, повойник и шаль носят только замужние женщины.
Основой девичьего и женского костюма в Поморье были рубаха («сорочка») и сарафан. Рукава сорочки шились очень широкими, не зауженными к кисти. Длина их доходила до локтя или чуть ниже, где они на некотором расстоянии от края собирались и, как правило, подвязывались лентой. Нижний край таких рукавов украшался пришитым белым кружевом. В литературе рубахи с подобными короткими и широкими рукавами назывались «польскими», в отличие от «русских» с длинными рукавами.
Сарафаны носили с раннего детства и до глубокой старости: надевали их и по будням, и по праздникам. Постепенно видоизменяясь, эта одежда сохранилась до ХХ в. Позже, для молодых девушек сарафаны уже почти не шили, но старинные (бабушкины, материнские и т. п.) тщательно хранили.
Давайте посмотрим, чем отличаются девичий и женский наряд? Традиционно, поморские девушки дополняли праздничную белую рубаху «борком» – украшением из присборенной ленты и кружева, которое пришивалось по краю ворота.
Шаль – часть поморского женского костюма, ее носили замужние женщины. Шаль скреплялась несколькими брошками.
Головной убор – удивительно многозначная и глубоко традиционная часть народного костюма. Девичьим головным убором была повязка («перевязка»). Этот убор охватывал голову вокруг, а ее верх (макушку, затылок) оставлял открытым. Повязки могли быть украшены жемчугом.
Для замужней женщины являлось большим грехом и стыдом оставлять свои волосы не покрытыми головным убором. Основным женским головным убором замужней женщины, широко бытовавшим на Русском Севере в конце XIX – начале ХХ века, был повойник. По традиции во время свадебной церемонии девушка снимала свой девичий открытый убор, и ей надевали головной убор замужних. Волосы делили прямым пробором на две части и заплетали уже две косы (признак замужества), концы которых вместе скреплялись тоненькой ленточкой. Косы поднимались и укладывались вокруг головы, словно опоясывая ее. Сверху надевали убор, который закрывал все волосы, дозволялось показывать лишь волосы надо лбом, на высоту примерно двух пальцев. Праздничные повойники мастерицы делали из более дорогих тканей: бархата, шелка. Донце такого повойника украшалось золотным шитьем.
Поморское украшение «перо», оно же «бус», «жемчуг», «нить жемчужная». Это несколько рядов жемчуга или бисера, нанизанные на нити и продетые в свисающие бисерно-жемчужные полукружья. Самым желанным материалом для «пера» был мелкий речной жемчуг, который в былые времена добывался в реке Сума. Носили это украшение девицы и замужние женщины, и о достатке семьи можно было судить по степени его жемчужности. С исчезновением жемчуга в реках в украшении женского костюма стал присутствовать бисер.
С давних пор обязательной частью одежды считается пояс. В Поморье пояса имели широкое распространение. Ими подпоясывали праздничные сарафаны. Считалось, что пояс играет роль оберега от злых духов. Пояса у поморок были кожаные с пряжками или сукна. Праздничные пояса обшивались золотым шитьём.